http://in.msk.ru/rus/biblioteka/sf/dan-blag.shtml
Отрывок:
ОПИСАНИЕ ЗЕМЕЛЬ РУССКИХ СОСТАВЛЕННОЕ ГАНСОМ ШМУЛЬКЕ И БЛАГОРОДНЫМ ДАЙХАРДОМ ФОН ЗЛОБСТЕРОМ
Некоторым может показаться, что все сказанное ниже является выдумкой, но мы, прошедшие земли словенские от Киева до Ладоги и обратно три раза видели это собственными глазами, в чем клянемся именем Господним.
Отправляясь в столь дальний путь мы снарядились достойным образом. Я, Ганс Шмульке, взял с собой писчий пергамент, требник, богословские книги, дабы избежать врага рода человеческого. Взял я с собой крепкую обувь, к коей не привык, ибо человек ученый, а также капюшон тряпичный, являющийся защитой от кровососов, во множестве обитающих в диких лесах.
Благородный рыцарь Дайхард фон Злобстер, одел одежды походные, прочные сапоги, ибо дороги славянские известны своей грязеобильностью, ибо видели мы грязь, в кою уходил всадник по самую маковку шлема, Далее, облачился он в прочный панцирь, сделанный из превосходного железа, толщиной не менее дюйма, повесил на пояс острый рыцарский меч, тщательно смазанный жиром Левиафана, ибо воздух в словенских лесах таков, что доспехи рассыпаются на части и возложил на шею рыцарскую цепь червонного золота.
Взяли мы также с собой бус стеклянных пять фунтов, фунт зеркалец медных по франку за штуку, пять одеял шерстяных, клетчатых; восемь носовых платков, три котла и бочонок в 20 галлонов превосходного эля. Снарядившись всеми этими необходимыми каждому путешественнику вещами, и получивши благословление Церкви, мы помолились Господу нашему об удачном исходе экспедиции, и перекрестившись, тронулись мы в путь.
читать дальше
О ГОРОДАХ РУССКИХ И СЛОВЕНСКИХ
Долго ли коротко ли, добрались мы милостью Господней до Ладоги. Народ там в виду близости к цивилизации не такой дикий, как в остальных землях. Хотя даже здесь мы видели на главной площади медведей танцующих вприсядку под варварскую мелодию, напоминающую более скрип несмазанной двери, чем музыку. Жителю града этого присуща чрезвычайная скупость и всякий проходящий мимо обязан отдавать мешок денег, равный весу его.
Недалече от города стоит кабак, где проходящих заставляют пить черную воду, зело горькую и поганую для всякого честного Христианина, а кто отказывается, тому рубят голову и несут на капище языческое. Правит там кнезь, у которого половина лица черна, как ночь, а вторая - бела, как снег, а сзади у него растет волчий хвост, коим он заметает следы своей дружины, когда идет она в поход. Молятся там идолу помазанному с одной стороны дегтем, а с другой-медом и подносят ему жертвы, когда быка, когда зайца, а когда и морскую каракатицу.
Далее по дороге находится град Новгород жители которого хоть и радушны, но шестипалы, хотя палец они шестой прячут настолько искусно , что немногие его найти могут. Этим шестым пальцем купцы их и обсчитывают тех наивных простаков, что торгуют с ними.
Так же в окресностях города этого водится Дикий Вепрь с золотыми клыками, поджидающий на дороге путников и задающий им вопросы каверзные, и кто ответить не может, того он рвет на мелкие части, а кто может на крупные.
Молятся там богу с золотой головой и шестью ногами, обутыми в травяные сапоги, подкованные деревянными гвоздями. Город сей не признает над собой ничьей власти, ибо погряз в самоуправстве, называемом Вечем.
Между Новгородом и Гнездовым живет дракон, коий по ночам пожирает молодых девиц и немощных калек, о чём многие свидетели нам рассказывали.
Но самый погрязший в грехах город, несомненно, Гнездово, жители которого произошли от псиглавцев и потому поклоняются огромной зеленой жабе с синими зубами и оленьими рогами, и когда она рыгает, исходит мерзкое зловоние, и приносят ей человеческие жертвы трехдневными младенцами.
Правит этой землей языческий вождь, коий обликом похож на медведя и знает их язык. И улицы этого города заросли травой, а обочины наоборот вытоптаны, ибо жители предпочитают красться вдоль стен, замышляя очередное злодейство.
Так же жители сего города двуязычны, ибо один язык у них человеческий, а другой - жабий, коим они удушают неосторожных путников. Предаются жители этого города плотскому греху с лешими и русалками, коих в их землях великое множество. Пьют они пойло, сделанное из болотных гнилушек и мухоморов, коими упиваются каждый вечер до безобразия и поют непристойные песни. В лесах тамошних живет гигантский заяц, топчущий по весне крестьянские посевы и отличающийся лютой неуловимостью.
Киев - град в самой словенской глуши. Народ его дик, неприветлив и крайне воинственен, ибо произошёл от потомков Хама. Обычаи его столь безумны и дики, что стреляют они из луков по идолищу своему, кое представляет из себя чудище богопротивное, которое описать мы не беремся, дабы сохранить здравый рассудок.
Поелику остался у нас к тому времени всего один галлон эля, пришлось повернуть нам обратно
Между Гнездовым и Киевом встретили мы псиголовцев, кои похожи на людей могучего телосложения, но коленками назад и головой собаки. Разговаривают они рычащими фразами, и попытались в дикости своей напасть на нас, но Дайхард положил нескольких из них, и они, скуля, бежали в чащобы лесные.
Далее там же поймали мы свирепого разбойника, который после пытки каленым железом сознался, что зовут его Жранкель, и является он прислужником безумного разбойника Синего Зипуна, который прославился своей жестокостью, грабивший только богатых, а бедных просто убивавший.
Засим мы заканчиваем свой славный труд, дабы сорвать завесы тайны, скрывающие славянские леса.
И призываем всякого путника, посещающего эти страшные места быть настороже и постоянно читать молитвы и Божьи Законы, дабы защититься от злобных тварей, прячущихся в трясинах тех мест.